Пять причин любить и ненавидеть Land Rover Defender. Часть первая

Наверное, в мире существует не так уж много автомобилей, которое либо терпеть не могут, до алой пелены перед глазами и зубовного скрежета, либо самозабвенно любят. Но именно в такую схему укладывается отношение к Land Rover Defender: люди подтверждают реальные достоинства – и ненавидят. Признают реальные недостатки – и любят! Так что же в нем такого особенного, в этом самом «Дефе»?


Не будем вдаваться в описание истории модели — про нее написано не меньше, чем про классический Jeep или Ford Model T, в том числе и в нашем издании. Напомним только, что автомобиль, начало истории которого положил рисунок палочкой на песке пляжа бухты Рэд Уорф (остров Англси, Уэльс), сделанный братьями Морисом и Спенсером Уилкс в 1947 году. Нынешние очертания Defender получил в 1983 году с началом производства четвёртого поколения внедорожника.

Собственное имя Defender, то есть «Защитник», автомобиль обрел только в 1990 году с появлением в линейке Land Rover модели Discovery. До этого он назывался просто Land Rover. Поколения отличали по маркировке Series I, Series II и Series III, а цифры 90 и 110 указывали на длину колёсной базы.

Тем не менее, свои основные отличительные признаки (постоянный полный привод, раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом и понижающей передачей и длинноходная пружинная зависимая подвеска) автомобиль приобрел все в том же 1983 году.

Свой жизненный путь Defender начал, имея в качестве основного двигателя 107-сильный четырехцилиндровый турбодизель 200Tdi (почему двигатель объемом 2,5 литра имел индекс 200, знают только англичане). В 1998 году его сменил новый (и оригинальный) пятицилиндровый турбодизель TD5 объемом все те же 2.5 литра. В отличие от предшественника, он успешно вписался в нормы Euro III, а кроме того, он развивал большую мощность (122 л.с.) и выдавал 300 Нм крутящего момента.

Следующая «малая революция» произошла в 2007 году. К этому времени марка Land Rover сменила владельцев и перешла под контроль концерна Ford. В итоге под капотом прописался «коммерческий» дизель серии Duratorq, известный также как Ford Puma. Он развивал те же самые 122 лошадки, что и предшественник, но благодаря турбокомпрессору с изменяемой геометрией был способен выдать уже 359 Нм крутящего момента, причем «полка» начиналась уже на 1 500 оборотах. Двигатель имел существенно больший вертикальный габарит, так что «послерестайлинговые» Land Rover Defender легко опознаются по появившемуся характерному «горбу» на капоте.

Кроме того, автомобиль получил шестиступенчатую механическую коробку и несколько облагороженный салон, в который перекочевали панель приборов с Discovery III и некоторые элементы из кабины Ford Transit.

Наконец, в 2012 году под капотом прописался двигатель ZSD-422 из того же семейства Duratorq объемом 2,2 литра. Он развивал все те же 122 л.с., зато соответствовал нормам Euro V.

Увы, время Defender неумолимо тикало по направлению к финалу. Основной причиной, по которой руководство Land Rover все-таки приняло решение о прекращении производства модели, явилась полная невозможность вписать старую рамную платформу в новые нормы безопасности, и в пятницу 29 января 2016 года, в 9:22 утра, последний серийный «Деф» (это был тентованный Defender 90) выкатился из ворот старого сборочного цеха завода в Солихалле, завершив почти 60-летнюю историю этих автомобилей.

Да, история классических внедорожников Land Rover (в том числе и Defender) была долгой и яркой. В этой жизни был рекордный подъем на Эльбрус и переправа через Берингов пролив, рекордный подъем на высоту 5751 м над уровнем моря в Гималаях и кругосветные путешествия…

В отзывах владельцев не так уж много упоминаний о слабой динамике и о том, что «автомобиль не едет», даже если они принадлежат, так сказать, перу яростных «дефоненавистников». Впрочем, и истые поклонники упоминают динамику среди достоинств автомобиля ничуть не чаще.

Действительно, ну какой же человек в здравом уме будет ожидать от профессионального внедорожника с тяговитым, но не самым мощным дизелем и аэродинамикой двадцатифутового контейнера скоростных и разгонных характеристик спорткара? Тем не менее, такие оригиналы все-таки встречаются. Просто когда-то они приобрели Defender в качестве «гелендозаменителя». Нет, ну что: внедорожник? Внедорожник. Импортный, относящийся к премиальному бренду? Безусловно. Дорогой? Да ни разу не дешевый. И общая стилистика «панцеркампфвагена» присутствует… Вот садится новоиспеченный владелец за руль и понимает, что он вам не «геленд», совсем не «геленд». 15.8 сек. до сотни — это же так долго!

Особенно удручает городская динамика: чтобы заставить «Деф» более-менее энергично двигаться в городском потоке, нужно очень интенсивно орудовать рычагом и педалями. Дело в том, что дизель имеет довольно узкий рабочий диапазон оборотов, плюс к тому шестиступенчатая коробка передач не разрабатывалась специально для этой модели, а практически в неизменном виде перекочевала на нее с фургонов Ford Transit. Первая передача — очень короткая, и при переключении вверх машина дергается. А трогаться со второй нужно уметь, иначе сцепление долго не проживет…

Что же касается движения по трассе, то наиболее комфортным режимом для этого автомобиля является скорость в 90-100 км/час, и это отмечают даже фанатичные поклонники. Другой вопрос, что тех, кто понимал, для чего он покупал такой автомобиль, это совершенно не напрягает.

Собственно, ничего удивительного в том, что причиной покупки (и последующего разочарования) стал внушительный внешний вид автомобиля. Хулители Land Rover Defender могут сколько угодно изощряться в остроумии, называя его то «избушкой», то алюминиевой «ракушкой» на колесах… Факт остается фактом: Defender давно стал одной из икон автомобильного стиля, такой же, как Porsche 911, классический Jeep или тот же G-wagen.

На этом автомобиле можно смотаться на рыбалку, охоту или просто помесить грязь, а потом заехать на мойку, переодеться и приехать на светскую тусовку в центр города. Не зря «Дефы» стоят в гараже британской королевской семьи, и не зря именно на Defender королева перемещается по своему поместью.

Стоит только заметить, что «Деф» накладывает куда более высокие требования на соответствие стиля автомобиля и владельца. Образ экстравагантного аристократичного искателя приключений с легкой небритостью — это пожалуйста, а вот модный дизайнер в эпатирующей одежде трансгендерного стиля смотрелся бы за рулем Land Rover Defender в высшей степени чужеродно. И при всем при этом «Деф» — это креатив, это независимость, это философия, это авангард, это стиль жизни.

В итоге — интерес, который водитель «Дефа» ощущает со стороны других участников движения. Defender всегда в центре внимания, и порой даже начинает казаться, что владельцы полированных навернутых внедорожников втайне мечтают о таком воплощении брутальности. А уж как горят глаза у пацанов во дворе, когда «Деф» паркуется там после покатушек, покрытый засохшей глиной по самую крышу, как герой богатырского эпоса кровью побежденного чудовища…

info